Новости

25 декабря 2018:  Александр Новак: «С каждым годом в Европе трубопроводный газ потребляется более активно по сравнению со сжиженным»

Москва, 25 декабря.

– Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак в итоговом интервью газете «Коммерсант» рассказал о перспективах сделки стран ОПЕК+, соглашении с нефтекомпаниями о ценах на топливо, перспективах российского газа, развитии ВИЭ, кадровых изменениях в Минэнерго.

Министр отметил, что компании поддержали продолжение взаимодействия в формате ОПЕК+.

«За два года подобный формат показал свою эффективность», - сказал Александр Новак о сделке по сокращению добычи нефти.

Глава Минэнерго России при этом добавил, что возникает вопрос, что необходимо сделать для того, чтобы нивелировать риски.

По его словам, одна из основных факторов - сезонное падение спроса в зимний период и, как следствие, снижение цен на нефть.

Кроме этого, если исходить из фундаментальных параметров баланса спроса и предложения, то для стабилизации рынка необходимо в течение первого-второго квартала сократить добычу, так как из-за летнего восстановления спроса ситуация может измениться.

Александр Новак также подчеркнул, что существует договоренность с коллегами из ОПЕК о том, что сокращение будет проходить плавно, так как резко это сделать в существующих климатических и геологических условиях невозможно, и уже в январе начнется снижение добычи в соответствии с достигнутыми договоренностями.

При этом Министр энергетики РФ отметил, что пока трудно забегать вперед и говорить о том, будет ли сотрудничество с ОПЕК бессрочным или долгосрочным.

«Если вы помните, летом этого года, до принятия США решения временно ослабить санкции в отношении иранской нефти, на рынке наблюдался дефицит.

Цены пошли вверх очень сильно, этот дефицит нужно было покрыть.

А если бы был принят самый жесткий вариант санкций против Ирана, с рынка ушел бы еще 1 млн б/с, и цены могли взлететь до уровня 2014 года.

Летом участники ОПЕК+ понимали, что если ситуация будет развиваться таким образом, то необходимость сокращать добычу исчезнет, можно будет жить в рыночных условиях, и еще придется потрудиться, чтобы как-то покрыть возникающий дефицит.

Поэтому я сейчас не могу прогнозировать сроки действия соглашения ОПЕК+ — нужно смотреть, как будет развиваться ситуация на рынке.

Но важно понимать, что кооперация в том или ином виде продолжится.

Данное соглашение показало свою эффективность», - пояснил он.

Говоря о заморозке цен на топливо и о существующем соглашении с нефтекомпаниями, Александр Новак рассказал, что основная задача этого соглашения - не допустить резкого повышения цен на внутреннем рынке в условиях роста мировых цен на нефть и ослабления курса рубля.

Министр также отметил, что хотя соглашение действует до марта, уже сейчас рынок находится в других условиях.

«Стоимость нефти снизилась более, чем на $20 за баррель, соответственно, цены на нефтепродукты, которые формируются на бирже, уже значительно ниже тех параметров, которые закреплены в соглашении.

Более того, даже в мелком опте, где был зафиксирован предельный уровень цен, мы наблюдаем снижение.

Сейчас внутренний рынок премиален», - сказал он.

При этом, по его словам, сегодня отмена соглашения — неактуальный вопрос, потому что сейчас достаточная маржинальность и на опте, и в рознице.

По мнению Александра Новака, новые обстоятельства возникнут с 1 января, когда из-за роста акцизов снизится маржинальность.

  «Также вырастет НДС, и экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты в рамках налогового маневра снизится на 5 процентных пунктов.

 Но эти факторы при таких ценах на нефть будут сдемпфированы.

 Если же цены на нефть значительно вырастут, мы можем задействовать демпфирующий акциз, но при текущих ценах он просто не понадобится.

Мы считали, что в условиях 2018 года демпфер начинает работать при цене нефти примерно в $62-65 за баррель и выше, в 2019 году, с учетом роста акцизов и других факторов, в том числе сохранении курса рубля, эта цена будет $58–62», - объяснил Министр энергетики РФ.

Александр Новак добавил, что соглашения являются страхующим механизмом на случай, если вдруг будет резкий рост цен на нефть на мировом рынке.

  «Почему выбрали именно 31 марта? Потому, что нужно посмотреть, как заработает демпфирующий акциз в январе-феврале.

Если акциз понадобится, за январь выплаты будут в феврале, за февраль – в марте.

То есть эти два месяца нужны, чтобы посмотреть, как это все будет работать, чтобы компании, например, не получили финансовый разрыв и не переложили этот фактор в цену топлива», - добавил Глава Минэнерго.

Александр Новак прокомментировал перенос сроков трехсторонних переговоров по газу с Еврокомиссией и Украиной.

«Перенести переговоры на январь - предложение украинской стороны иЕврокомиссии.

Мы были готовы встречаться и в декабре.

 В принципе, не имеет значения - в декабре или в январе - вопрос в другом.

 В настоящее время «Газпром» и «Нафтогаз» находятся в судебных спорах, и эти судебные разбирательства в принципе негативно влияют на возможность вести диалог, потому что идут постоянные взыскания по ранее принятым решениям арбитража денежных средств, имущества и так далее.

 Поскольку в результате решений Стокгольмского арбитража был нарушен баланс интересов по двум контрактам,которые были подписаны «Газпромом» и «Нафтогазом» в 2009 году, в суде решается вопрос о расторжении этих контрактов.

«Газпром» готов, как одну из опций, рассматривать подписание мирового соглашения, которое бы удовлетворило обе стороны», - сказал Министр энергетики РФ.

Отвечая на вопрос о возможности продолжения транзита газа через территорию Украины, Александр Новак отметил, что Россия всегда подтверждала готовность обеспечивать продолжение транзита и после 2019 года, но при условии, что такой вариант будет конкурентен по отношению к другим маршрутам поставки газа в Европу.

При этом Министр подчеркнул, что при любых обстоятельствах гарантирована поставка российского газа по подписанным «Газпромом» долгосрочным контрактам.

Александр Новак также рассказал, что с каждым годом в Европе трубопроводный газ потребляется более активно по сравнению с сжиженным.

  «В этом году мы ожидаем рост экспорта российского газа до 245 млрд кубометров с 224 млрд кубометров в прошлом году.

 И у «Газпрома» идет рост добычи и рост поставок на экспорт.

Конкуренция с СПГ, конечно жеприсутствует, но не в такой степени, чтобы глобально влиять на поставки трубопроводного газа.

Трубопроводный газ более выгоден и по цене, и по возможностям в случае необходимости оперативного увеличения объемов», - сказал он.

  Министр пояснил, что в этом годупо долгосрочным экспортным контрактам «Газпрома» выбирается уже максимальное годовое количество газа.

То есть это означает необходимость заключения дополнительных трубопроводных контрактов, несмотря на то, что в Европу дополнительно пришел  сжиженный газ.

 И, по словам Главы Минэнерго, важно понимать, что трубопроводный газ наиболее конкурентоспособен в Европе.

Министр также рассказал о последствиях для энергетической отрасли в связи с наращиванием промпотребителями выработки электроэнергии на собственных электростанциях.

По его словам, здесь сходятся два разных вектора, которые должны развиваться одновременно.

 С одной стороны - развитие распределенной генерации и не только в изолированных зонах, но и внутри энергосистемы.

С другой стороны, необходимость уменьшения нагрузки на потребителей.

«Мы представили свои предложения, направленные на ограничение роста нагрузки на потребителей и одновременно на то, чтобы у них не было стимула уходить на собственную генерацию.

В первую очередь, это касается достаточно дорогой сетевой инфраструктуры, которая составляет половину стоимости электроэнергии для потребителей.

 Это, например, предложение о более равномерном распределении нагрузки между сетями ФСК и МРСК.

Принято решение о том, что будем постепенно к этому двигаться, чтобы не сильно увеличивалась нагрузка», - сказал он.

Кроме этого, Александр Новак рассказал, о предложениях по поддержке ВИЭ.

По его словам после 2024 года стимулы для развития ВИЭ должны быть необязательно лишь в виде нагрузки на потребителей электроэнергии.

«Это может быть разный комплекс инструментов, в том числе в виде различных налоговых льгот, субсидий, увеличения объемов реализации на экспорт.

В конечном итоге это приведет к снижению стоимости выработки.

Мы в принципе, за то, чтобы оказывать поддержку, но при этом поддержка должна снижаться.

Мы должны видеть некий целевой уровень, когда ВИЭ-генерация станет конкурентной и будет работать в рынке», - пояснил он.

Полная версия интервью: https://minenergo.

gov.

ru/node/13576